Перейти к содержанию
Авторизация  
Nuke-Bot 2000

RPG по-русски. Впечатления от Black Book

Рекомендуемые сообщения

Ролевая игра Black Book от студии Morteshka скромно прикидывается небольшим проектом, но на деле представляет собой весьма внушительное произведение. Тем удивительнее, что разработана она командой из пяти человек.

Шутка ли, за более чем 30 часов игрового процесса мне удалось закончить лишь четыре главы из семи, и все они были полны приключений, запоминающихся персонажей и чудесно написанных диалогов.События Black Book разворачиваются в конце XIX века на территории пермского края. Игроку предстоит примерить на себя роль крестьянки Василисы, недавно потерявшей возлюбленного — тот свёл счёты с жизнью, однако девушка не верит, что суженый мог на это пойти. Преследуя цель вернуть любимого с того света, сиротка Василиса соглашается принять колдовской дар от воспитавшего её деда Егора. Вместе с возможностью творить заклинания героине передаются и бесы, жившие бок о бок со стариком почти всю его жизнь, а также Чёрная Книга.

Спойлер

Black-Book_20210810013813.jpg

Black-Book_20210807011718.jpg

Black-Book_20210810005819.jpg

Бесы и Книга — важные, но всё же не ключевые механики Black Book. Первые представляют собой своеобразные штрафы к параметрам, поскольку без конца мучают и не дают героине покоя, если только не отправить их работать по специальности — наводить порчу, пугать людей и заниматься всяческим членовредительством. Вторая содержит в себе заклинания, выполненные в виде карт (или, наверное, страниц), из которых игрок собирает себе комплект способностей для сражений.

Да, боевая система в игре карточная, но особого акцента на построении колоды нет. Впрочем, между картами существует определённая синергия, так что бездумно набрать себе 33 атакующих заклинания не выйдет — первый же сильный противник разнесёт вас в пух и прах, если не иметь достаточного количества защитных и усиливающих карт. При желании, впрочем, можно свести взаимодействие с боевой системой к минимуму, выставив лёгкий уровень сложности. Благо, что в игре масса интереснейшего содержимого и помимо схваток.

Спойлер

Black-Book_20210810020520.jpg

Black_Book_454398545434354355343454.jpeg

Black-Book_20210809010720.jpg

У Black Book довольно простая и понятная структура. Каждый день начинается с общения с просителями, которые приносят Василисе гостинцы и жалуются на проблемы с нечистой силой. Выслушав всех, кто посетил избу, героиня распределяет чертей по рабочим местам (для этого в игре есть карта всего пермского края, где отмечены существующие варианты для наведения порчи). После этого героине предстоит добраться до места выполнения текущего сюжетного задания, попутно разбираясь с возникающими на пути ситуациями, сталкиваясь с противниками и тайнами, а также выполняя побочные квесты. Путь от точки А до Б на карте всегда один, но существуют необязательные для посещения ответвления и места, в которых можно найти новую задачу, получить артефакт или раскрыть информацию, важную для сюжета.

Почти в каждом таком месте у игрока будет выбор — помочь кому-то или бросить на произвол, как поступить с преступником или зарвавшимся бесом, брать или не брать подозрительный артефакт, стащить ли дары, принесённые лешему, и так далее. Да и в ходе основной истории принимать решения придётся постоянно.

Спойлер

Black-Book_20210808232002.jpg

Black-Book_20210808232421.jpg

Black-Book_20210807195015.jpg

Главное тут подача, а также тот факт, что любознательность и выполнение побочных активностей зачастую вознаграждается — нередко с их помощью вы открываете альтернативные пути решения проблемы или побочные сюжетные линии, так что заглядывать в каждый уголок жизненно необходимо, особенно если вы выбрали путь доброй ведьмы.

Гулять по мрачноватым лесам и деревням вы будете не в одиночку. Вместе с героиней путешествует один из спутников, каждый из которых обладает собственной вспомогательной особенностью, будь то обычная атака или наложение защитного наговора. С этими героями Василиса может общаться, находясь на привале или в избе, а рано или поздно они выдадут ей задание, которое укрепит отношения и усилит их способности.

День ото дня исследуя игровой мир, помогая людям (или наводя на них порчу при желании — у нас тут, всё-таки, RPG) и общаясь с NPC, игрок погружается в уникальный сеттинг и с новой стороны знакомится с культурой и прошлым России в целом и пермского края в частности. Помогает в этом буквально всё: чарующая музыка, потрясающий дизайн звука, шикарно написанные диалоги, изобилующие не только просторечными и древнерусскими, но и коми-пермяцкими словами, для которых всегда есть пояснения и перевод, выводящиеся по нажатию одной кнопки.

Спойлер

Black-Book_20210810000729.jpg

Black-Book_20210810000716.jpg

Black-Book_20210810000655.jpg

Усиливает эффект на удивление качественная русская озвучка, в которой вы не услышите знакомые голоса, набившие оскомину ещё в нулевые. Актёры почти всегда играют свои роли превосходно, и это на протяжении десятков часов! Да, в игре озвучен каждый диалог, а также все слова рассказчика — немые реплики в Black Book попросту отсутствуют.

Всё это работает на погружение в атмосферу славянской сказки, но и тут не всё так просто. Разработчики не искали лёгки путей, а потому изобразили колорит не через кокошники и коромысла, а через мифологию и суеверия. И если поначалу ритуалы крестьян могут показаться кому-то довольно забавными, то уже через пару часов от некоторых событий в игре по спине начинают бегать мурашки. Усиливает этот эффект аудио-дизайн и саундтрек, наводящие жути похлеще иной игры в жанре ужасов. Где ещё вы услышите бренчание балалайки, от которого в жилах стынет кровь?

Спойлер

Black-Book_20210808192818.jpg

Black-Book_20210808142757.jpg

Black-Book_20210808034332.jpg

Увы, не обошлось и без ложки дёгтя. Судя по всему, озвучение диалогов производилось дистанционно, а потому актёров некому было поправить, когда они неверно ставили ударение в очередном незнакомом славянском слове. И если в большинстве случаев ошибку можно списать на неграмотность озвучиваемого персонажа (да и то с натяжкой), то как один из актёров умудрился неверно выставить ударение в слове «лапти» — тайна за семью печатями (ещё одна, кхе-кхе).

Другая проблема касается саундтрека. Музыка в Black Book чудо как хороша, но фоновых композиций преступно мало — их, навскидку, буквально штук шесть, а одна из них играет чуть ли не 60% всего времени, что вы проведёте в игре. Через пару десятков часов к имеющимся в игре мелодиям так привыкаешь, что они перестают оказывать должный эффект. Впрочем, даже это не способно испортить густую атмосферу и невероятный уровень погружения.

Благодаря прекрасным диалогам, замечательным персонажам, интригующему сюжету, уникальнейшей атмосфере и выдающейся озвучке (а также возможности минимизировать микроменеджмент и целиком погрузиться в историю) оторваться от Black Book очень сложно. Мне ещё предстоит закончить прохождение и раскрыть тайну Чёрной Книги, но уже сейчас я с уверенностью могу сказать, что «Чёрная Книга» займёт одно из первых мест в моём личном списке лучших игр 2021 года.

Достоинства:

  • Густая атмосфера, сотканная из славянской сказки, коми-пермяцкого фольклора и жутковатых народных преданий и суеверий;
  • Отличные диалоги, выводящие погружение в сеттинг на небывалый уровень;
  • Небывалое качество русской озвучки при полном отсутствии набивших оскомину голосов;
  • Прекрасные персонажи;
  • Музыка и дизайн звука;
  • Удачная структура игры, благодаря которой почти невозможно пропустить интересный побочный контент;
  • Разнообразие сюжетных событий и непредсказуемость повествования;
  • Полное отсутствие багов в версии для PlayStation 4.

Недостатки:

  • Музыка отличная, но композиций маловато;
  • Актёры озвучки периодически ставят неверные ударения в незнакомых им словах, что режет слух;
  • Управление на экранах выбора карт, в инвентаре и прочих меню консольной версии можно было реализовать более удачно.
  • Нравится 3
  • Информативно 5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
UnPinned posts
21 минуту назад, Kangaxx сказал:

Некоторые источники не мудрствуя лукаво проводили аналогии со скандинавским язычеством, в духе Один - Сварог, Тор - Перун и т.д.

Ситуацию осложняет еще то, что даже у соседних племен верования могли значительно отличаться, что усложняет приведение всего этого добра к единому виду. Ну и плюс христиане постарались.

Я как-то имел обстоятельный разговор с профессором истории на эту тему. И он убедительно объяснял, что всё наше неоязычество - новодел, причем новодел в самом плохом смысле, созданный ради зашибания бабла на интересующихся, и к реальности имеет слабое отношение. А что было в реальности, историки и сами наверняка сказать не могут. И причин тому много, среди них и политическая, например.

  • Поддерживаю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
25 минут назад, Girveld сказал:

И он убедительно объяснял, что всё наше неоязычество - новодел, причем новодел в самом плохом смысле, созданный ради зашибания бабла на интересующихся, и к реальности имеет слабое отношение.

В том мракобесном виде, который иногда принимает неоязычество, оно точно не нужно.

Ведь изначальный смысл язычества был в том, чтобы пояснить человеку процессы, которые на данном этапе развития цивилизации, он по-иному понять не мог: язычник наблюдает за искрами, что вылетают из под молота кузнеца, переводит взгляд на небо, видит молнию - проводит аналогию и придумывает Перуна, что высекает искры из небесной наковальни.

В 21 же веке на полном серьезе заявлять, что молнии вызывает гигантский космомужик - это сознательно вводить людей в заблуждение, что противоречит сути язычества.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очень радует возрастающий в последнее время интерес к коми культуре. Раньше, сказав, что я из Коми, максимум можно было рассчитывать на шуточки вроде "ого, ты 20 лет была в КОМЕ" и напевание "Воркутинского снега". А сейчас есть тот же (квест?) "Человеколось", снискавший какую-никакую популярность хотя, будучи коми-зырянкой, я развлекалась нахождением различий в привычных мифах и диалекте дольше чем, собственно, сюжет проходила. Теперь, вот, "Черная книга". Что дальше? РТС про битву Перы-богатыря с Вищ-Отыром, где у юнитов кожа с костей от стрельбы слезает на третий день? Или симулятор свиданий где нужно встречаться с девушками, чьи лица спрятаны под коровьими шкурами? 

  • Нравится 1
  • ЯДРЁНО! 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
15 часов назад, Allard сказал:

Радует что кто-то из наших взялся за славянскую мифологию. У нас в народе, на мой взгляд, слишком уж пренебрежительное к ней отношение, а зря.

Первое "Златогорье" было достаточно аутентичным проектом. Ну и "Князь", в общем-то. В своё время они были вполне себе на слуху 

 

7 часов назад, Shondi сказал:

А сейчас есть тот же (квест?) "Человеколось",

Чёрная книга от тех же людей :) Так что пока явление, как ни крути, не массовое.

  • Поддерживаю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 часов назад, Doka сказал:

Чёрная книга от тех же людей :) Так что пока явление, как ни крути, не массовое.

Понятно, что не массовое, и никогда таковым не будет, но оно хотя бы есть. Не забуду, как на выставке пауков ко мне подошли знакомые с вопросом "а правда, что у вас загробный мир огромный павук сторожит?". "Черную книгу" добавили в желаемое люди, которые ранее не интересовались язычеством. Так что я все же позволяю себе питать некие надежды

Надо бы подтягивать коми язык. А то пока владение на уровне: хмм, черань - паук. Сложно. Разобью на чери (рыба) + ань (женщина). Запомнить: рыбная женщина = паук. Так и спалиться недолго, когда в очередной раз буду скороговорку за шаманское заклинание выдавать

  • ЯДРЁНО! 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Зачем стражу загробного мира заматывать кого-то в паутину? Или можно истолковывать, что условный ад - это паутина, из которой грешники не могут выбраться. Насчет стража врат не знаю, но сатана шикарный из паука бы получился. Хотя возможно загробный мир - это царство вечных страданий, в таком случае и страж неплох.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 11.08.2021 в 00:05, Kangaxx сказал:

Читал "Песни птицы Гамаюн", которые по идее вроде как на мифах основаны, какие-то версии "Велесовой книги" (хотя оригинал был утерян), слышал, что Семенова (которая, "Волкодава" написала) разбирается в вопросе, - читал и ее. И в каждом из источников говорится своё. Расхождения колоссальные - и не в деталях, а в глобальных вопросах, вроде создания мира или даже самого пантеона. Т.е. в принципе все сходятся, что Перун это небесный кузнец, который в случае чего может и втащить, но на этом все. Со всякими Марами и Чернобогами уже сложно и неоднозначно (к примеру, где-то Чернобог и Белобог это сущности, что-типа иня и яня, а где-то Черноборог это вполне себе конкретный дедуля с крайне скверным характером). Некоторые источники не мудрствуя лукаво проводили аналогии со скандинавским язычеством, в духе Один - Сварог, Тор - Перун и т.д.

Когда-то давно профессионально занимался этим вопросом (диссертацию писал на тему язычества, которую так и не защитил). Неблагодарная эта тема. В процессе изучения пришлось признать (как же не хотелось, цеплялся до последнего!) что Велесова книга это подделка и вообще достоверной информации о славянском язычестве осталось очень немного. Серьёзно интересующимся темой могу порекомендовать монографии замечательного учёного академика Бориса Александровича Рыбакова. Большинство остальных авторов (плодовитый Асов, к мримеру), к сожалению являются сказочниками, выдающими свои фантазии за быль. Чем читать их, ИМХО, лучше почитать обычное фэнтези.

В 11.08.2021 в 00:33, Girveld сказал:

Я как-то имел обстоятельный разговор с профессором истории на эту тему. И он убедительно объяснял, что всё наше неоязычество - новодел, причем новодел в самом плохом смысле, созданный ради зашибания бабла на интересующихся, и к реальности имеет слабое отношение. А что было в реальности, историки и сами наверняка сказать не могут. И причин тому много, среди них и политическая, например.

Вот. Точнее и не скажешь.

В 11.08.2021 в 10:15, Doka сказал:

Ну и "Князь", в общем-то. В своё время они были вполне себе на слуху

Конечно, Князь не сравнить с Балдуром, но я прощёл его в своё время с огромным удовольствием. Игру почему-то очень плохо встретили журналисты. До сих пор помню название одной рецензии: "Симулятор инвалида". Мол, персонаж ходит медленно. Блин, открой файл Read.me, прочти раскладку клавиш и серыми + и - настрой скорость под себя!

  • Нравится 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
19 часов назад, AnLac сказал:

Зачем стражу загробного мира заматывать кого-то в паутину? Или можно истолковывать, что условный ад - это паутина, из которой грешники не могут выбраться.

Перепрошла момент с Черань, там на заднем плане виднеются коконы с силуэтами душ. Заматывание в уютную паутину действительно неплохой способ избежать утечки душевного ресурса из подземного мира. А так, и по игре, и по мифам - Черань в первую очередь этакий хтонический Харон, переправляющий души через смоляную реку. Вообще только сейчас поняла, что на родине о специализированном загробном мире для коми не слышала. Максимум - о том, что предки не уходят и пока их помнят семью охраняют. Хотя я с точки зрения обывателя говорю, на лавры историка не претендую.

 

В 11.08.2021 в 00:33, Girveld сказал:

всё наше неоязычество - новодел, причем новодел в самом плохом смысле, созданный ради зашибания бабла на интересующихся

Кстати, раз уж об этом заговорили. Был в фольклоре один нехороший персонаж - Корт Айка. То ли варяг, то ли викинг, пришлый, в общем. Кузнец отменный, да вот только ремесло своё на нехорошие дела пустил. То реку перегородит цепями  дабы дань собирать, то девицу умыкнет, то людей побьёт. Не любили его заслуженно. Победил разбойника Стефан Пермский много лет назад в рамках образовательной программы "христианизация севера".  Казалось бы, живите и радуйтесь. Однако относительно недавно Корт Айку воскресили в качестве маскота одноименного фестиваля кузнецов и теперь эта бородатая рожа задорно улыбается со всех магнитов и плакатов, а в центре села двухметровая статуя красуется. И вроде бы хорошо что ремесла развиваются, село прибыль и славу получило. Но за счёт популяризации антигероя? Конечно, если задаться целью узнать его историю никто грехов не скрывает. Но много ли людей будут это делать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 11.08.2021 в 04:54, Kangaxx сказал:

это сознательно вводить людей в заблуждение, что противоречит сути язычества.

"Язычество" — христианский термин, хотя сейчас под ним можно подразумевать просто политеизм. С чего бы сути политеизма противоречило введение в заблуждение?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Эндер сказал:

С чего бы сути политеизма противоречило введение в заблуждение? 

Политеизм это попытка пояснить непонятные явления имеющимися на тот момент способами и аналогиями. Молнию надо как-то объяснить, но про разряд мы еще не знаем, но видели искры у кузнеца в кузне, вот и придумали Перуна.

Использовать же в 21 веке для объяснения каких-либо явлений средств из 5 века есть мракобесие и намеренное введение в заблуждение. Каждой эпохе свои средства. Как-то так.

Возможно люди 41 века будут посмеиваться над нашими примитивными сказками о Большом Взрыве и Теории Струн, но мы старались как могли).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
14 минут назад, Kangaxx сказал:

Политеизм это попытка пояснить непонятные явления имеющимися на тот момент способами и аналогиями. Молнию надо как-то объяснить, но про разряд мы еще не знаем, но видели искры у кузнеца в кузне, вот и придумали Перуна.

А вот Джеймс Джордж Фрезер, например, различал способы объяснения непонятных явлений на магический, религиозный и научный. Магический способ появился раньше остальных и не предпологал поклонения богам (которое предполагает язычество).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 часов назад, Эндер сказал:

А вот Джеймс Джордж Фрезер, например, различал способы объяснения непонятных явлений на магический, религиозный и научный. Магический способ появился раньше остальных и не предпологал поклонения богам (которое предполагает язычество).

Магия - это проявление божественной силы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
8 часов назад, AnLac сказал:

Магия - это проявление божественной силы.

По чьему определению?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
19 часов назад, Эндер сказал:

Магический способ появился раньше остальных и не предпологал поклонения богам (которое предполагает язычество).

Ну круто, кто-то решил объяснять магией, кто-то богами, кто-то и тем, и другим, кто-то чем-то третьим. Суть одна - чем могли на тот момент, тем и объясняли.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
10 минут назад, Kangaxx сказал:

Ну круто, кто-то решил объяснять магией, кто-то богами, кто-то и тем, и другим, кто-то чем-то третьим. Суть одна - чем могли на тот момент, тем и объясняли.

Дело в том, что истоки язычества не предопределяют полностью его сущность. Это лишний раз подтверждается тем, что не язычество дало начало попыткам человечества объяснить происходящие в мире процессы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×