1. Planescape: Torment - единственная игра с сюжетом на уровне хорошего литературного произведения. Остальное уже было сказано до меня.
2. TES III: Morrowind - первая RPG в которую я играл и по сей день мне кажется лучшей RPG с открытым миром. Глубоко проработанный, незаштампованый мир, абсолютно не похожий на стандартное фентези. Полная свобода. Интересно было даже просто часами ходить и смотреть по сторонам, исследовать локации, читать книги, и все это не надоедало.
Детище того времени, когда 3D уже пришло на смену изометрии, но игровая индустрия еще не успела настолько коммерциализироваться и омертветь как во второй половине 2000-х.
3. VTM: Bloodlines - черный юмор, грязь, мрак, литературный язык и проработанные диалоги.
4. Fallout: New Vegas. Несмотря на то, что я играл и в классику в лице второго Фола, Нью Вегас впечатлил больше. В основном аналогично п.2, хотя сеттинг, конечно, совсем другой.
5. Arcanum. Фентезийный мир, в котором произошла промышленная революция - отличная идея. Вариативность прокачки и путей решения квестов по-моему вообще не имеет аналогов. Хотя не все так гладко - проработки вселенной и качественных персонажей этому миру жестко не хватает, да и от технической реализации местами хотелось плеваться. Но все же.
На фоне тупой современной моды на восхищение гармоничным сосуществованием человека с природой, возможность отыграть инженера-технолога, который относится ко всему этому в духе "природа не храм, а мастерская" особенно доставляет.