Nuke-Bot 2000 10 013 Опубликовано 10 августа, 2021 Ролевая игра Black Book от студии Morteshka скромно прикидывается небольшим проектом, но на деле представляет собой весьма внушительное произведение. Тем удивительнее, что разработана она командой из пяти человек. Шутка ли, за более чем 30 часов игрового процесса мне удалось закончить лишь четыре главы из семи, и все они были полны приключений, запоминающихся персонажей и чудесно написанных диалогов.События Black Book разворачиваются в конце XIX века на территории пермского края. Игроку предстоит примерить на себя роль крестьянки Василисы, недавно потерявшей возлюбленного — тот свёл счёты с жизнью, однако девушка не верит, что суженый мог на это пойти. Преследуя цель вернуть любимого с того света, сиротка Василиса соглашается принять колдовской дар от воспитавшего её деда Егора. Вместе с возможностью творить заклинания героине передаются и бесы, жившие бок о бок со стариком почти всю его жизнь, а также Чёрная Книга. Спойлер Бесы и Книга — важные, но всё же не ключевые механики Black Book. Первые представляют собой своеобразные штрафы к параметрам, поскольку без конца мучают и не дают героине покоя, если только не отправить их работать по специальности — наводить порчу, пугать людей и заниматься всяческим членовредительством. Вторая содержит в себе заклинания, выполненные в виде карт (или, наверное, страниц), из которых игрок собирает себе комплект способностей для сражений. Да, боевая система в игре карточная, но особого акцента на построении колоды нет. Впрочем, между картами существует определённая синергия, так что бездумно набрать себе 33 атакующих заклинания не выйдет — первый же сильный противник разнесёт вас в пух и прах, если не иметь достаточного количества защитных и усиливающих карт. При желании, впрочем, можно свести взаимодействие с боевой системой к минимуму, выставив лёгкий уровень сложности. Благо, что в игре масса интереснейшего содержимого и помимо схваток. Спойлер У Black Book довольно простая и понятная структура. Каждый день начинается с общения с просителями, которые приносят Василисе гостинцы и жалуются на проблемы с нечистой силой. Выслушав всех, кто посетил избу, героиня распределяет чертей по рабочим местам (для этого в игре есть карта всего пермского края, где отмечены существующие варианты для наведения порчи). После этого героине предстоит добраться до места выполнения текущего сюжетного задания, попутно разбираясь с возникающими на пути ситуациями, сталкиваясь с противниками и тайнами, а также выполняя побочные квесты. Путь от точки А до Б на карте всегда один, но существуют необязательные для посещения ответвления и места, в которых можно найти новую задачу, получить артефакт или раскрыть информацию, важную для сюжета. Почти в каждом таком месте у игрока будет выбор — помочь кому-то или бросить на произвол, как поступить с преступником или зарвавшимся бесом, брать или не брать подозрительный артефакт, стащить ли дары, принесённые лешему, и так далее. Да и в ходе основной истории принимать решения придётся постоянно. Спойлер Главное тут подача, а также тот факт, что любознательность и выполнение побочных активностей зачастую вознаграждается — нередко с их помощью вы открываете альтернативные пути решения проблемы или побочные сюжетные линии, так что заглядывать в каждый уголок жизненно необходимо, особенно если вы выбрали путь доброй ведьмы. Гулять по мрачноватым лесам и деревням вы будете не в одиночку. Вместе с героиней путешествует один из спутников, каждый из которых обладает собственной вспомогательной особенностью, будь то обычная атака или наложение защитного наговора. С этими героями Василиса может общаться, находясь на привале или в избе, а рано или поздно они выдадут ей задание, которое укрепит отношения и усилит их способности. День ото дня исследуя игровой мир, помогая людям (или наводя на них порчу при желании — у нас тут, всё-таки, RPG) и общаясь с NPC, игрок погружается в уникальный сеттинг и с новой стороны знакомится с культурой и прошлым России в целом и пермского края в частности. Помогает в этом буквально всё: чарующая музыка, потрясающий дизайн звука, шикарно написанные диалоги, изобилующие не только просторечными и древнерусскими, но и коми-пермяцкими словами, для которых всегда есть пояснения и перевод, выводящиеся по нажатию одной кнопки. Спойлер Усиливает эффект на удивление качественная русская озвучка, в которой вы не услышите знакомые голоса, набившие оскомину ещё в нулевые. Актёры почти всегда играют свои роли превосходно, и это на протяжении десятков часов! Да, в игре озвучен каждый диалог, а также все слова рассказчика — немые реплики в Black Book попросту отсутствуют. Всё это работает на погружение в атмосферу славянской сказки, но и тут не всё так просто. Разработчики не искали лёгки путей, а потому изобразили колорит не через кокошники и коромысла, а через мифологию и суеверия. И если поначалу ритуалы крестьян могут показаться кому-то довольно забавными, то уже через пару часов от некоторых событий в игре по спине начинают бегать мурашки. Усиливает этот эффект аудио-дизайн и саундтрек, наводящие жути похлеще иной игры в жанре ужасов. Где ещё вы услышите бренчание балалайки, от которого в жилах стынет кровь? Спойлер Увы, не обошлось и без ложки дёгтя. Судя по всему, озвучение диалогов производилось дистанционно, а потому актёров некому было поправить, когда они неверно ставили ударение в очередном незнакомом славянском слове. И если в большинстве случаев ошибку можно списать на неграмотность озвучиваемого персонажа (да и то с натяжкой), то как один из актёров умудрился неверно выставить ударение в слове «лапти» — тайна за семью печатями (ещё одна, кхе-кхе). Другая проблема касается саундтрека. Музыка в Black Book чудо как хороша, но фоновых композиций преступно мало — их, навскидку, буквально штук шесть, а одна из них играет чуть ли не 60% всего времени, что вы проведёте в игре. Через пару десятков часов к имеющимся в игре мелодиям так привыкаешь, что они перестают оказывать должный эффект. Впрочем, даже это не способно испортить густую атмосферу и невероятный уровень погружения. Благодаря прекрасным диалогам, замечательным персонажам, интригующему сюжету, уникальнейшей атмосфере и выдающейся озвучке (а также возможности минимизировать микроменеджмент и целиком погрузиться в историю) оторваться от Black Book очень сложно. Мне ещё предстоит закончить прохождение и раскрыть тайну Чёрной Книги, но уже сейчас я с уверенностью могу сказать, что «Чёрная Книга» займёт одно из первых мест в моём личном списке лучших игр 2021 года. Достоинства: Густая атмосфера, сотканная из славянской сказки, коми-пермяцкого фольклора и жутковатых народных преданий и суеверий; Отличные диалоги, выводящие погружение в сеттинг на небывалый уровень; Небывалое качество русской озвучки при полном отсутствии набивших оскомину голосов; Прекрасные персонажи; Музыка и дизайн звука; Удачная структура игры, благодаря которой почти невозможно пропустить интересный побочный контент; Разнообразие сюжетных событий и непредсказуемость повествования; Полное отсутствие багов в версии для PlayStation 4. Недостатки: Музыка отличная, но композиций маловато; Актёры озвучки периодически ставят неверные ударения в незнакомых им словах, что режет слух; Управление на экранах выбора карт, в инвентаре и прочих меню консольной версии можно было реализовать более удачно. 3 5 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
AnLac 690 Опубликовано 15 августа, 2021 5 часов назад, Эндер сказал: По чьему определению? Платон, Аристотель, даже софисты, несмотря на все свое мудачество, были согласны с ними. Древние племена, с помощью ритуалов, обращались именно к богам за сверхъестественной помощью. Магия связана со сверхъестественной сущностью, ибо только она считалась её источником - древние племена понятия не имели о законе сохранения энергии, но интуитивно его учитывали. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Tayon 3 064 Опубликовано 15 августа, 2021 6 часов назад, Эндер сказал: По чьему определению? Ещё по египетскому. Слово "маг" вроде и пошло от названия жрецов на египетском языке. Впервые четкое отделение магии от божественной силы, ИМХО, прослеживается в скандинавской мифологии, где Один раскидывал руны, Локи был искусен во всяких сверхестественных трюках, которые не мог сделать обычный Ас и т.п. В Греческой мифологии, конечно, была Геката, но является она богиней-колдуньей или богиней-источником колдовства, понять трудно, в конце-концов там каждый бог мог практически все... А вот с Асами как-то яснее. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Эндер 214 Опубликовано 15 августа, 2021 6 минут назад, Tayon сказал: Ещё по египетскому. Слово "маг" вроде и пошло от названия жрецов на египетском языке. Я писал про то, как понимал этот термин Фрезер, и само слово "магия" в этом случае не очень важно. 59 минут назад, AnLac сказал: Платон, Аристотель, даже софисты, несмотря на все свое мудачество, были согласны с ними. Древние племена, с помощью ритуалов, обращались именно к богам за сверхъестественной помощью. Магия связана со сверхъестественной сущностью, ибо только она считалась её источником - древние племена понятия не имели о законе сохранения энергии, но интуитивно его учитывали. Вот что писал про это Фрезер: «Но если в религии заложена, во-первых, вера в существование сверхъестественных существ, во-вторых, стремление снискать их благосклонность, это предполагает, что ход природных событий в какой-то мере эластичен и изменчив и что можно уговорить или побудить всемогущие сверхъестественные существа для нашей пользы вывести его из русла, в котором он обычно протекает. Предположение об эластичности и изменяемости природы прямо противоречит принципам магии и науки, которые считают, что природные процессы жестки и неизменны в своем течении, поэтому их невозможно вывести из своего русла ни уговорами и мольбами, ни угрозами и запугиванием. Различие между этими двумя соперничающими мировоззрениями зависит от ответа на следующий принципиально важный вопрос: носят ли управляющие миром силы сознательный и личный или бессознательный и безличный характер? Стремясь к умиротворению сверхъестественных сил, религия признает за богами сознательный и личный характер. Всякое умиротворение подразумевает, что умиротворяемое существо является сознательным и личным, что его поведение несет в себе какую-то долю неопределенности и что рассудительным обращением к его интересам, склонностям и эмоциям его можно убедить изменить свое поведение. Умиротворение никогда не применяется к вещам, которые считаются неодушевленными, и к лицам, поведение которых в конкретных обстоятельствах известно с абсолютной точностью. Так что религия – поскольку она предполагает, что миром управляют сознательные агенты, которых можно отвратить от их намерений путем убеждения,фундаментально противоположна магии и науке. Для последних само собой разумеется, что ход природных процессов определяют не страсти или причуды личных сверхъестественных существ, а действие неизменных механических законов. Правда, в магии это допущение содержится имплицитно, зато наука его эксплицирует. Магия часто имеет дело с духами, то есть с личными агентами, что роднит ее с религией. Но магия обращается с ними точно так же, как она обращается с неодушевленными силами, то есть, вместо того чтобы, подобно религии, умилостивлять и умиротворять их, она их принуждает и заставляет. Магия исходит из предположения, что все личные существа, будь они людьми или богами, в конечном итоге подчинены безличным силам, которые контролируют все, но из которых тем не менее может извлечь выгоду тот, кто знает, как ими манипулировать с помощью обрядов и колдовских чар.» 10 минут назад, Tayon сказал: Впервые четкое отделение магии от божественной силы, ИМХО, прослеживается в скандинавской мифологии, где Один раскидывал руны, Локи был искусен во всяких сверхестественных трюках, которые не мог сделать обычный Ас и т.п. В Греческой мифологии, конечно, была Геката, но является она богиней-колдуньей или богиней-источником колдовства, понять трудно, в конце-концов там каждый бог мог практически все... А вот с Асами как-то яснее. «Например, в Древнем Египте колдуны считали, что они могут принуждать даже высших богов выполнять их приказания, и в случае неповиновения грозили им гибелью. Иногда колдун, не доходя до таких крайностей, заявлял в подобных случаях, что разбросает на все четыре стороны кости Осириса или, если тот будет упрямиться, разгласит посвященный ему священный миф. В Индии до настоящего времени великая троица индуизма – Брахма, Вишну и Шива – "подчиняется" брахманам, которые с помощью своих чар оказывают на самые могучие божества такое воздействие, что те вынуждены на небе и на земле смиренно выполнять приказания, которые их хозяевам-колдунам заблагорассудится отдать. В Индии имеет хождение поговорка: "Весь мир подчинен богам; боги подчинены чарам (мантрам); а чары – брахманам; поэтому брахманы – наши боги".» Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
AnLac 690 Опубликовано 15 августа, 2021 @Эндер Надо Фрезера почитать. Из цитаты, которую ты привел, как я понимаю, Фрезер подразумевает, что божество это существо обязательно обладающие самосознанием. При этом магия - это воздействие на мир реальный, ресурсом из мира который находится за пределами реального. Только я не понял, как это относится к истории? Мы же обсуждаем понимании магии не со стороны философов 19 века, а со стороны древних людей, пытавшихся объяснять природные явления. Для них, магия была божественным проявлением. Мы изучаем восприятие древних людей, а не магию. Магии не существует - мы не можем установить "что такое магия", мы лишь способны проанализировать как те или иные люди определяли её. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Эндер 214 Опубликовано 15 августа, 2021 21 минуту назад, AnLac сказал: @Эндер Мы же обсуждаем понимании магии не со стороны философов 19 века, а со стороны древних людей, пытавшихся объяснять природные явления. Для них, магия была божественным проявлением. Во-первых, единственное, что я пытаюсь доказать – это что намеренное введение в заблуждение не противоречит сути язычества. Во-вторых, Фрезер как раз пытался разобраться в том, чем являлась магия для древних людей. В-третьих, после слова "них" не нужна запятая. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Tayon 3 064 Опубликовано 15 августа, 2021 15 минут назад, Эндер сказал: В-третьих, после слова "них" не нужна запятая. В четветых, ребят, чот нас всех тут с оффтопом занесло, хотя дискуссия интересная. Я бы перенес ее, просто идей, куда, как-то нет Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
AnLac 690 Опубликовано 15 августа, 2021 18 минут назад, Эндер сказал: Во-вторых, Фрезер как раз пытался разобраться в том, чем являлась магия для древних людей. Что тут разбираться - древние люди считали явления, окружающие их, божественным проявлением Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Kangaxx 2 917 Опубликовано 15 августа, 2021 4 часа назад, Эндер сказал: Во-первых, единственное, что я пытаюсь доказать – это что намеренное введение в заблуждение не противоречит сути язычества. А доказать это ты пытаешься тем, что некоторые группы людей объясняли непонятные явления магией, а не действиями богов? Не пойму, как это связано? И как это противоречит объяснению явлений с помощью богов? Ну пусть себе объясняют, как им удобно. При чем тут язычество и намеренное введение в заблуждение? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Эндер 214 Опубликовано 16 августа, 2021 10 часов назад, Kangaxx сказал: Не пойму, как это связано? И как это противоречит объяснению явлений с помощью богов? Ну пусть себе объясняют, как им удобно. При чем тут язычество и намеренное введение в заблуждение? Суть возникшего явления не определяется его предпосылками. Вилка была создана для еды, и для этого у неё есть несколько зубьев. Если кто-то вместо того, чтобы вилкой есть, начинает ею наносить людям телесные повреждения, то он не превращает вилку в топор. Язычество было создано для объяснения природных явлений, и для этого у него есть боги. Если кто-то с помощью язычества начинает вводить людей в заблуждение, то он не меняет этим его суть. Да, ради введения в заблуждения могут выдумываться одно и забываться другое, но пока сохраняется единственный признак язычества — либо вера в нескольких богов, если смотреть с "классических" позиций, либо в одного или нескольких неавраамических богов, если смотреть с христианских позиций, — оно остаётся язычеством. Но если бы именно язычество положило начало попыткам человека объяснить мир, у тебя мог бы возникнуть соблазн заявить, что эти попытки были бы невозможны без язычества, и, таким образом, действия, направленные на познание, проникнуты языческим духом, а раз так, то язычеству противно заблуждение. Но нет, этим попыткам положила начало магия. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Kangaxx 2 917 Опубликовано 16 августа, 2021 1 час назад, Эндер сказал: Суть возникшего явления не определяется его предпосылками. Вилка была создана для еды, и для этого у неё есть несколько зубьев. Если кто-то вместо того, чтобы вилкой есть, начинает ею наносить людям телесные повреждения, то он не превращает вилку в топор. Язычество было создано для объяснения природных явлений, и для этого у него есть боги. Если кто-то с помощью язычества начинает вводить людей в заблуждение, то он не меняет этим его суть. А, в этом смысле. Ну, в принципе верно. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Эндер 214 Опубликовано 16 августа, 2021 1 час назад, Эндер сказал: но пока сохраняется единственный признак язычества — либо вера в нескольких богов, если смотреть с "классических" позиций, либо в одного или нескольких неавраамических богов, если смотреть с христианских позиций, — оно остаётся язычеством. Забыл добавить — единственный необходимый признак. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение