Добрался наконец-то до игры. Спойлеров нет.
Играл, естественно, в оригинал. Вот уж где пригодился вызубренный словарь слэнговых выражений! Очень крутой английский, ради таких диалогов язык и учат, передать всё это на русском невозможно, переводчики были в заведомо проигрышной ситуации. Не знаю, как они там справились, так как у меня полностью английская версия, да и знать не хочу.
От самой игры у меня очень противоречивые впечатления. Очень. ОЧЕНЬ.
Этот случай я бы преподавал в школах сценарного мастерства для игровых разработчиков, потому что можно показательно и на примерах продемонстрировать отличия вещей, которые рядовой человек не отличает друг от друга. Здесь отличный сценарий, плохой сюжет и кошмарный нарративный дизайн.
Начнём со сценария. Он есть только в кат-сценах, но на этом недостатки заканчиваются. В самой игре ты просто бегаешь и убиваешь нацистов, иногда слушая кого-то по радио, при этом в 90% случаев это монологи в стиле "Скоро ты выйдешь в точку А, через неё доберёшься до точки Б и потом окажешься у цели", то есть вещи, которые зачастую можно просто прослушать вообще без потери повествовательной нити. Это монологи, созданные для того, чтобы игрок по полчаса не бродил в тишине.
Так вот, сценарий. Каждая сцена написана просто потрясающе, диалоги хлёсткие, остроумные и крутые, характеры персонажей вырисовываются моментально. Многие герои проработаны поверхностно, но каждый говорит по-своему. Кажется, что покажи только текст без озвучки - я узнаю героя просто по фразам и построению предложения. И тут не во мне дело, а в том, какие у игры крутые сценаристы, они просто молодцы.
Сцена с Гитлером - моё почтение.
Теперь обратимся к сюжету. Он никакой. У него есть начало, задающее сильную мотивацию, но нет какого-то развития, не наступает катарсис. Вообще ничего не происходит, кроме СОБЫТИЯ в середине, которое исправляется уже через минуту. Да и финал чудовищно скомканный. Я был в шоке, когда понял, что игра закончилась. Слишком неожиданно. Я был уверен, что нахожусь если не в середине, то где-то на 80% игры. И тут ХЛОП, титры. Серьёзно? Вот эта херь 15 минут назад была финальным боссом?
Весь сюжет состоит из последовательного выполнения боевых заданий, которые зачастую вообще никак не связаны ни друг с другом, ни с сюжетом игры. Фактически, тут можно без потерь вырезать 75% миссий и никто даже не заметит подвоха. Ещё сюда довольно искусственно вставлены эпизоды из детства Блазковица, но это уже по части нарратива.
К нарративу и перейдём. Это отвратительно. Это настолько плохо, насколько вообще возможно в современных играх, ориентированных на повествование. Здесь полностью отсутствует повествование через окружение, а во время заданий вообще ничего не происходит. Разработчики топорно и неумело замаскировали нулевой нарратив радиопереговорами, но на самом деле здесь есть чёткое разделение: 30 минут только перестрелок в однообразных локациях вообще без чего-либо ещё, далее кат-сцена, которая разворачивается на другом уровне или в каком-то уникальном помещении, далее снова какие-то однотипные уровни-коробки. Это настолько сильно бросается в глаза, что я бы не удивился, если повествование и саму игру делали две разные команды, которые никак не общались между собой. Но это, понятное дело, совсем не так.
Особенно отчётливо этот недостаток проявляется на "космической" миссии, когда у вас нет радиосвязи с другими членами сопротивления. После восхитительной кат-сцены игрок попадает на боевое задание и убивает нацистов в молчании, изредка прерываемом фразами Блазковица. Здесь-то и понимаешь, насколько велика пропасть между кат-сценами и самой игрой. В отсутствие визуального повествования или повествования через окружение игра превращается в отстрел нацистов на локациях, где каждая комната мало чем отличается от предыдущей.
К сожалению, нарративные дизайнеры Wolfenstein II сосут, да так мощно, что я не удивлюсь, если после этой игры они больше не смогут найти себе работу. Это #$%*&$ вселенского масштаба. И разбросанные тут и там записки и газетные вырезки не спасают. Это самый беспомощный способ разнообразить нарратив, который можно вообще не учитывать.
Игровой процесс
Здесь нужно провести черту, потому что геймплей сильно оторван от повествования и почти никак с ним не связан. В этом плане всё довольно очевидно, поэтому тезисно.
Ощущение оружия - отличное.
Регистрация попадания - отвратительная.
Дизайн уровней - отвратительный.
Хитбоксы - отвратительные.
Стелс - отвратительный.
ИИ противников - дважды отвратительный.
Но есть спасение и от этих бед (кроме дизайна уровней, тут уже ничего не поможет) - ставим уровень сложности пониже и прём напролом. Это быстро и достаточно весело, чтобы не обращать внимания на недостатки.
Что очень сильно разочаровало, так это разнообразие локаций. Одно и то же постоянно: руины, базы, руины, базы... Такая благодатная почва в плане сеттинга, а нас пичкают этой халтурой. Я очень ждал того уровня из трейлера, где показывали парад и куклуксклановцев. Что в итоге? Это двухминутная прелюдия к... нацистской базе под землёй! Спасибо большое, мать вашу!
В итоге игра всё равно оставляет положительные впечатления за счёт крутой режиссуры кат-сцен, персонажей и творящегося на экране безумия. Но этого очень, очень мало. Геймплей проигрывает даже первой части, связности в происходящем почти нет, а большую часть времени Блазко просто носится по однотипным уровням в одиночку, никак не взаимодействую ни с чем, кроме врагов. И так до ближайшей кат-сцены.
Оценку ставить не буду, слишком я разочарован. В ходе игры ощущал себя словно на американских горках - стрелка на показателе удовольствия от игры каждые полчаса скакала от "как же тут уныло" до "восторг" и обратно.