Перейти к содержанию
Авторизация  
Nuke-Bot 2000

Страх и ненависть в Варшаве. Рецензия на The Thaumaturge

Рекомендуемые сообщения

В 2017 году выходцы из CD Projekt RED, основавшие студию Fool's Theory, выпустили свой дебютный проект — Seven: The Days Long Gone. Action-RPG, повествующая о воре Териэле, была прохладно встречена как прессой, так и игроками, однако относительная неудача не сломила команду — семь лет спустя разработчики вернулись с новой игрой.

The Thaumaturge — ориентированная на повествование RPG с пошаговой боевой системой, события которой разворачиваются в Варшаве образца 1905 года. Игроку предстоит примерить роль мистика Виктора Шульского, наделённого даром контролировать салюторов — так называют существ, которых способны видеть лишь обладатели особого таланта. В мире игры таких людей называют тауматургами, и они не скрывают своего мастерства. Одни боятся их и уважают, другие же считают шарлатанами или богохульниками, ставя в один ряд с медиумами и фокусниками, однако неизменным остаётся одно: тауматургам позволяют практиковать до тех пор, пока они не нарушают общественного порядка.

Спойлер

20240303131605_1.jpg

20240302233252_1.jpg

20240302225836_1.jpg

Именно последнее стало камнем преткновения, вынудившим Виктора на пятнадцать лет покинуть Варшаву — всё из-за выходки, стоившей жизни человеку. На этом, впрочем, злоключения героя не закончились. Попытавшись «приручить» второго салютора, чего ранее не удавалось ни одному тауматургу, герой едва не тронулся умом, ослаб и утратил связь с первым своим мистическим спутником — упырём.

Долгие годы скитаний в поисках лекарства от недуга привели едва живого Шульского в богом забытую деревню, где, по слухам, можно найти человека, способного исцелять даже безнадёжных. Самоназванный «старец» Григорий Распутин не только дарует Виктору избавление, но и помогает сделать то, на чём тауматург обжёгся: приручить ещё одного салютора.

Однако избавление от мук не прервало череду несчастий. После исцеления герой получает срочную телеграмму и вынужден вернуться в Варшаву. Пятнадцать лет спустя Шульский оказывается чужаком в родном городе, который ему предстоит познавать заново вместе с игроком.

Спойлер

20240302144407_1.jpg

20240302115025_1.jpg

20240302191255_1.jpg

Сильный акцент на сюжете является наиважнейшим элементом игры — ему здесь подчинено буквально всё. Диалоги полностью озвучены и, несмотря на невысокий бюджет, неплохо поставлены, а почти все немногочисленные задания так или иначе переплетаются с центральной линией повествования. Несмотря на то, что под контролем игрока оказывается уже сформировавшийся герой, внешность которого можно лишь корректировать у парикмахера, диапазон доступных линий поведения заметно выше, чем в играх типа «Ведьмака» или Cyberpunk 2077.

Да, Виктор порой может вести диалог самостоятельно, однако его реплики в таких ситуациях довольно нейтральны. В те же моменты, когда игроку предоставляется выбор, начинается настоящая магия. Сильнейшими сторонами The Thaumaturge являются нелинейность и последствия, которые больно бьют по пяткам и, что немаловажно, чётко дают понять, какое из принятых решений привело к сложившейся ситуации. Так, например, преисполнившись гордыни и нарушив обещание, я угробил одного из ключевых персонажей, который мог сыграть значимую роль в финале игры.

Спойлер

20240301220545_1.jpg

20240302005357_1.jpg

20240302005251_1.jpg

Говоря о гордыне, нужно отметить, что речь идёт не о моей личностной характеристике, а о черте самого Виктора. Именно яркие изъяны, подпитываемые определёнными эмоциями, привлекают внимание салюторов. И если для тауматургов они становятся спутниками и помощниками, то обычных людей заставляют страдать, высасывая жизненные силы и омрачая своим влиянием всё их окружение. Так, например, придворная интриганка, преследуемая мистическим существом, перевернёт вверх дном всё высшее общество и, сама того не зная, станет причиной дуэлей, распрей и предательств.

Гордыня — ключевой изъян Шульского, некогда уверовавшего в своё могущество и попытавшегося приручить второго салютора, за что героя настигла расплата. Когда протагонист действительно станет способен увеличивать свой зоопарк существ, у игрока возникнет возможность пестовать эту черту, выбирая соответствующие реплики в диалогах и принимая характерные решения. В будущем они отзовутся последствиями и усилят изъян, разблокировав ещё более горделивые реплики, а в некоторых диалогах закрыв доступ к вербальному проявлению скромности.

Спойлер

20240301174031_1.jpg

20240229130307_1.jpg

20240301193705_1.jpg

The Thaumaturge ловко увязывает повествование с ролевой системой, используя салюторов как естественные ограничители развития героя и источник новых способностей. У Виктора есть четыре характеристики (сердце, разум, слово и деяние), которым соответствуют различные существа. Приручив новую «зверушку», герой открывает возможность развивать параметр дальше — таких «порогов» по два на каждую из четырёх характеристик. При этом решение забрать себе салютора может «аукнуться» в будущем, поскольку для переманивания существа Шульскому необходимо забрать у человека изъян, изначально привлёкший к нему тварь. Несмотря на название, изъян не обязательно негативно сказывается на жизни человека, и судьба некоторых героев, лишённых своей выдающейся характерной черты, может сложиться весьма плачевно — об этом игрок узнает из финальных слайдов.

Таким образом, предстоит выбирать между будущим героев, собственным могуществом и отношениями с другими тауматургами — они также могут иметь планы на салюторов. Не говоря уже о том, что умения, даруемые существами, заметно облегчают сражения, которые тут могут быть весьма непростыми, особенно если не погружаться в хитросплетения игровых механик.

Спойлер

20240301144234_1.jpg

20240301145717_1.jpg

20240301170621_1.jpg

Схватки в The Thaumaturge реализованы на манер JRPG: герои стоят друг напротив друга и поочерёдно обмениваются ударами, не имея возможности маневрировать или перемещаться по полю боя. Игрок управляет Виктором и одним салютором (между существами можно переключаться в любой момент), выбирая действия, которые им предстоит совершить в следующем раунде. Некоторые умения или атаки (самые слабые) применяются сразу же, в то время как инициации более разрушительных и полезных придётся подождать, получая тумаки. Шкала действий, показывающая очерёдность атак, помогает планировать ходы на несколько раундов вперёд, добавляя местной боевой системе тактической глубины.

Примечательно, что герой всегда находится в меньшинстве, поскольку противостоит ему до пяти противников, а в некоторых случаях бои затягиваются, когда приходит подкрепление. При этом показатели здоровья Виктора незначительно превышают оные у врагов, из-за чего игроку необходимо пополнять жизненную силу протагониста с помощью умений, параллельно изыскивая наиболее эффективные способы как можно быстрее вывести из строя наиболее опасных противников.

Спойлер

20240301130928_1.jpg

20240229191210_1.jpg

20240301132146_1.jpg

Разнообразием враги похвастаться не могут, а вот количеством негативных эффектов, накладываемых атаками, — вполне. Так, например, любой удар холодным оружием вызывает кровотечение, отнимающее здоровье каждый ход игрока, и чем чаще героя режут, тем дольше будет эффект, что вынуждает расставлять приоритеты. Помимо «хитпоинтов» у Шульского и его оппонентов есть параметр концентрации. Полная её утрата открывает возможность для нанесения сверхмощной атаки, способной разом снести львиную долю здоровья, — сделать это может не только протагонист, но и его противники. Таким образом, многие схватки, особенно начиная с середины игры, напоминают головоломку, и положение игрока зачастую кажется безвыходным — на высоком и даже среднем уровне сложности придётся поломать голову.

Учитывая серьёзную сфокусированность игры на повествовании и способностях Виктора, к преимуществам боевой системы можно отнести отсутствие ряда элементов, которые тут смотрелись бы лишними. В The Thaumaturge нет инвентаря, а значит, и необходимости обшаривать трупы врагов, собирая вещи. Отсутствует в игре и экономика — денег тут нет в принципе, равно как и торговцев. То же касается предметов любого типа, включая расходники — после боя здоровье восполняется автоматически, а во время сражений для пополнения жизненных сил и снятия негативных эффектов необходимо прибегать к способностям салюторов.

Спойлер

20240229145213_1.jpg

20240229183308_1.jpg

20240229141050_1.jpg

При этом оружие, которым герой атакует, зависит от контекста ситуации: ближайшего к себе оппонента, вооружённого саблей, Виктор бьёт врукопашную, а стрелкам достаётся уже из револьвера. Разница заключается лишь в анимации, поскольку урон в игре зависит только от развития способностей.

Несмотря на достойную реализацию, сражения не являются основой игрового процесса. Их в The Thaumaturge относительно мало, и многих можно избежать, особенно если не отыгрывать высокомерного засранца. Впрочем, иногда разработчики словно бы вспоминают, что боёв в предыдущем сегменте было недостаточно, и начинают высасывать поводы для схваток из пальца. Выручает их скоротечность: анимации быстро сменяют друг друга, а в случае нескольких вражеских атак подряд пропускаются неключевые сегменты движения «болванчиков» (к примеру, шаг вперёд перед нанесением удара), чтобы бои оставались динамичными.

Спойлер

20240229140448_1.jpg

20240229135751_1.jpg

20240229140843_1.jpg

Многие сражения даже с весьма опасными противниками «пролетают» за минуту-полторы, если хорошо изучить игровые системы, но первые шаги могут затянуться, особенно когда появляются новые способности и противники, ослабевающие лишь под напором оных. Так, получив двух новых салюторов и ещё не успев освоиться с их умениями, я провозился на паре сражений по полчаса, раз за разом перезагружая сохранение в попытке нащупать верную комбинацию действий.

Основной же геймплей игры сосредоточен на исследовании окружения и детективной работе, в которой Виктору помогает его «тауматуржье чутьё». Нажатие правой кнопки мыши показывает направление цели текущего задания, а точки интереса и предметы озаряются волшебными искрами, притягивающими внимание героя и загорающимися всё ярче по мере его приближения. Дело в том, что помимо дружбы со всякого рода нечистью есть у тауматургов ещё одна способность — прикоснувшись к предметам, мистики способны почувствовать эмоции людей, владевших найденной вещью или прикасавшихся к ней. В первом случае «отпечаток» хозяина может быть настолько силён, что тауматург «услышит» мысли, роившиеся в голове человека в момент накала страстей. Изучив несколько связанных с личностью человека предметов, Виктор сделает определённый вывод и сможет продвинуться в своём расследовании.

Спойлер

20240229132634_1.jpg

20240229135700_1.jpg

20240229132448_1.jpg

Важно подчеркнуть, что «эмоционирующие» предметы и записки в The Thaumaturge — это не просто информация с «лором», а интегрированные в повествование и игровые механики элементы, открывающие новые возможности. Во-первых, за каждую найденную запись герой получает заметное количество опыта. В начале игры десяток изученных газет, писем или плакатов может обеспечить получение уровня и возможность улучшить навык.

Во-вторых, собрав три или четыре записки, герой делает на основании полученных сведений вывод, который порой даёт информацию о каком-либо NPC — её можно использовать в диалоге для получения преимущества или продвижения по одной из линий. В иных случаях такие записки открывают сторонние активности, выполненные в формате рисунка карандашом и абзаца текста, — среди них посещение гадалки или подпольные кулачные бои. Они представляют собой нечто вроде «коллекционных» событий, заменяющих привычное для современных игр собирание предметов. За них, впрочем, герою выдают небольшую порцию опыта, так что назвать их бесполезными не повернётся язык — на таких активностях за игру можно заработать несколько уровней.

Спойлер

20240229130446_1.jpg

20240229130713_1.jpg

20240229130430_1.jpg

Очки опыта, впрочем, дают за любое телодвижение — даже поедание мороженого или распитие ликёра в отчем доме обеспечивает прибавку XP. Благодаря такому подходу ни одно действие, будь то диалог с необязательным NPC или подбирание смятой бумажки с грязного пола, не кажется бессмысленным. Получая любую новую информацию, Виктор узнаёт больше о городе, который последний раз посещал за пятнадцать лет до событий игры, а информация в The Thaumaturge — сила. Игрок, возжелавший стремительно пронестись по сюжету от начала и до конца, игнорируя изучение окрестностей, беседы с второстепенными персонажами и чтение местных газет, будет раз за разом натыкаться на внушительное количество заблокированных вариантов ответа в диалогах.

Последние в игре написаны чудо как хорошо и отличаются аутентичностью, несвойственной большинству современных игр, в которых суровые защитники фэнтезийного королевства могут звучать как подростки из Лос-Анджелеса. Учитывая важность диалогов для игры с упором на повествование, работу сценаристов Fool’s Theory нельзя не отметить отдельно: герои в The Thaumaturge получились яркими и запоминающимися, и даже стереотипы работники пера обыграли весьма удачно. Варшава, на момент событий игры почти сто лет находящаяся во власти Российской Империи, населена представителями разных культур, включая как самих поляков, так и ортодоксальных евреев, русских и немцев. Есть в игре даже парочка испанцев, сыгравших в сюжете не последнюю роль.

Спойлер

20240301171119_1.jpg

20240229140222_1.jpg

20240229130225_1.jpg

Персонажи смотрятся в игре органично, разговаривают соответствующим своему положению, культуре и социальному статусу образом, однако некоторым героям всё-таки не хватает проработки — особенно тем, кого вводят в сюжет во второй половине. Авторы The Thaumaturge старались сделать игру, что называется, «на все деньги», а потому диалоги тут полностью озвучены, что, судя по всему, сказалось на разнообразии тем для обсуждения. Далеко не каждого персонажа можно опросить, узнав всю его подноготную, однако большинство героев всё же успешно раскрывается даже в этих условиях — спасибо работе талантливых сценаристов.

А вот чему невысокий бюджет пошёл лишь на пользу, так это самой Варшаве — она в игре просто великолепна, и в первую очередь это заслуга небольшого размаха, позволившего художникам сосредоточиться на эстетике и атмосфере, а не типичных для AAA-проектов гигантизме и масштабе. Игровой мир разделён на полдюжины довольно компактных локаций, на каждой из которых есть несколько доступных для посещения зданий, и все они до предела наполнены деталями. Аутентичность — вот слово, которым можно описать как виртуальную Варшаву, так и всю игру в целом.

Спойлер

20240225200957_1.jpg

20240301131139_1.jpg

20240301173330_1.jpg

К анонсу The Thaumaturge и первым показам игры я отнёсся спокойно: лёгкий интерес притуплялся кажущейся неоригинальностью RPG, у которой будто бы отсутствовали какие-то выдающиеся черты, кроме непривычного для жанра сеттинга. Как же приятно было ошибиться, получив большой сюрприз. Новое творение Fool's Theory — это прекрасная ролевая игра и хороший задел на новую франшизу с огромным потенциалом.

Достоинства:

  • Отличные диалоги;
  • Шикарный сеттинг и обволакивающая атмосфера;
  • Прекрасная графика (если не с технической, то с эстетической стороны) и детализированные локации;
  • Хорошо проработанные персонажи и интересные побочные задания;
  • Интригующий и необычный сюжет;
  • Аутентичная музыка;
  • Отполированность — багов нет.

Недостатки:

  • Некоторым героям недостаёт глубины;
  • Слишком простой детективный аспект — игра ведёт за ручку и не даёт возможности ошибиться.

8,5/10

Как играл:

  • Платформа: PC;
  • Время: 30 часов;
  • Прохождение: основная сюжетная линия и большая часть второстепенных заданий. Принятые решения заблокировали часть побочных квестов;
  • Ревью-копия: предоставлена издателем.
  • Нравится 6
  • Информативно 2
  • Кайф! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
UnPinned posts

Банишеры подождут, Тауматург - май бади из реди.

Отличная рецензия, убедила брать прям сразу игру и не ждать, спасибо.

  • Нравится 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ещё и регионалка очень щадящая

image.png

  • Поддерживаю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Классно! Это мы покупаем :)

Спасибо за рецензию.

  • Нравится 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Смотрите, варшавский Майкл Джексон (14-й скриншот)

20240301145717_1.jpg.705b120d27bb687a7e06afe83872199c.jpg

  • Нравится 1
  • Кайф! 2
  • ЯДРЁНО! 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Банишеры, тауматург, драгонс догма на подходе... Капец. В хорошем смысл капец :hurt

  • Нравится 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

@Del-Vey Поделись парой советов как прошедший, в духе "top 10 tips and tricks". Качаю игру)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

@Larus, не вопрос.

  1. Сразу определись, будешь ты высокомерным или нет, и строго придерживайся этой линии поведения. Я буквально три-четыре раза не стал выбирать высокомерные варианты ответов в ходе сюжета, из-за чего эта черта не «созрела». Не знаю, что будет, если навысокомерить на максимум, но там есть за это трофей и, возможно, какой-то слайд в концовке будет. Зато у меня в финальном сегменте были недоступные опции в диалогах — мол, слишком я высокомерный стал. И одна была недоступна из-за того, что недостаточно высокомерный. Ни туда, ни сюда, в общем.
  2. Первый раз проходи, не оглядываясь на мета-прогрессию, и не думай о том, что отказ забирать себе салютора блокирует контент. Наоборот, в игре приличный уровень нелинейности, иной раз нужно отказаться от получения нового салютора, чтобы увидеть какое-то развитие событий интересное. Я пожадничал и забирал всех, кого только мог, и один персонаж из-за этого оказался за бортом повествования третьего акта, не участвовал в сюжете. Думай о сюжете, не парься из-за механик. Сюжет тут важнее.
  3. Скорее всего, ты так и так не получишь всех салюторов. Часть тварей доступна в побочных квестах. Я не нашёл двух — не знаю даже, где их искать. Видимо, этот контент закрыли мои решения. Такого тут достаточно много.
  4. Игра небольшая, но реиграбельная. Не бойся сделать что-то не так или пропустить контент, в любом случае захочется перепройти потом и посмотреть другие варианты развития событий, если понравится. Играй по наитию, не старайся поглотить весь контент за одно прохождение, всё равно не выйдет.
  5. Сосредоточься на прокачке двух веток характеристик. Придётся одной пожертвовать, чтобы вкачать всё в избранную, но если стараться равномерно всё развивать, то в последнем акте часто будешь натыкаться на невозможность выбора реплик, для которых требуется высокий уровень навыка. Я на этом обжёгся, недокачал Сердце и Слово, стараясь всё по чуть-чуть развивать.
  • Информативно 7

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я пока во втором акте, но пока по нелинейности не уверен. Конечно надо переигрывать с другими выборами чтобы увидеть. Но пока мне кажется что выборов особо нет.

Насчет высокомерия, похоже я уже обосрался, так как часто не выбирал его (очень некстати они звучали, как будто я полный подонок). Хотя в большинстве вариантов как раз выбирал. Было бы хорошо если бы они показали на сколько это высокомерие поднялось. Я вообще-то рассчитывал, что оно что-то даст в итоге, типа "Вы достигли такого-то уровня черты и вам открылось вот это". Сам не люблю шкалы "добра и зла", но тут вообще непонятно что это дает. Прокачивал пока все равномерно.

В 06.03.2024 в 03:13, Del-Vey сказал:

отказ забирать себе салютора блокирует контент

Вот это вообще странно. Я решил, что от них отказаться нельзя. Когда я прямо сказал "забирай его себе", меня все равно вывели на то, что он мой.

Похоже все ошибки, о которых говорил @Del-Vey, я уже совершил. :hurt

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
9 минут назад, Medwedius сказал:

Я пока во втором акте, но пока по нелинейности не уверен. Конечно надо переигрывать с другими выборами чтобы увидеть. Но пока мне кажется что выборов особо нет.

Есть. Я переигрывал несколько эпизодов, чтобы проверить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

@Del-Vey я пока ток в прологе, поэтому уточняю: высокомерные ответы всегда с негативными последствиями? Потому что та пара, что я видел, выглядела... высокомерными, хехех

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

@Larus, нет, это линия поведения. Кому-то твоё высокомерие даже по нраву будет.

  • Нравится 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×