Ощущаю жгучую - практически физическую - потребность поорать о двух вещах. В первую очередь:
Во вторую - о феноменально амбивалентном квесте под названием Злые глаза и злые сердца. Настолько феноменально, что я несколько дней не могу определиться, является он примером удивительно хорошо сделанного плохо или же удивительно плохо сделанного хорошо.
Чувствуется, что хотели как лучше, а получилось как всегда сделать нечто оригинальное в рамках игры. Вследствие чего в первые же свои минуты во время мини-пролога квест умудряется хорошенько раскачать эмоциональные качели, сначала интригуя необходимостью зарабатывать расположение двора, но тут же расхолаживая тем, что делать это придётся посредством подрабатывания бюро находок, затем вновь воодушевляя наличием функции подслушивания и давая таким образом надежду на некую детективную составляющую или даже подобие плетения интриг... только чтобы в следующий раз свести всё к рутинному сбору шу-шу для Лелианы. Сиречь фантик-то сменили, а начинку оставили ровно той же: стопятьсот раз обеги каждое помещение, беспрестанно нажимая кнопку поиска.
Далее, квест чересчур осязаемо обособлен от остальной игры, причём в нескольких аспектах. Во-первых, в нём почти никак не отражается наш текущий прогресс. Взяться за его выполнение можно как сразу же по прибытии в Скайхолд, когда Инквизиция для Орлея ещё являет собой ничто и зовётся никак, так и после посещения всех второстепенных локаций, наглой оккупации некоторых орлейских территорий и наведения шороха среди тамошней знати - и поменяется от этого аж целое ничего, я проверяла. Ладно, вру. Если пойти в Зимний дворец после Адаманта, у Гаспара и Жозефины изменится по одной реплике. И при большом везении можно будет услышать ещё одну-две реплики от массовки. Впечатляющее влияние.
Во-вторых, безбожно игнорируются очевидные возможности. Взять, к примеру, Вивьен: устами нескольких персонажей, включая её собственные, нам все уши прожужжали о том, какой она искусный участник Игры, чувствующий себя в ней как рыба в воде. Придворная чародейка, любовница влиятельного аристократа - у меня не было ни малейшего сомнения, что её нужно брать с собой и что у неё будут уникальные диалоги, а то и собственный побочный квест. Хрен там. Диалоги с ней немногим полезнее или хотя бы интереснее, чем с любым прочим спутником. Да, она советует поговорить с Советом герольдов, но сей совет бесполезен ввиду того, что Совет бесполезен (гспд, да я просто бог каламбуров) она не говорит, кто в него входит и где их искать. Беспроигрышной тактикой бегать вокруг и тыкать во всех, в кого тыкается, любой игрок владеет и сам. Есть, однако, один примечательный момент: Вивьен единственная подозревает правильного человека. Ну как подозревает - замечает что-то странное в поведении. В то время как высокоталантливая глава шпионов не делает и этого, предпочитая фетишировать на туфли в ожидании, когда её начальник насобирает ей компромат. Тогда как очаровательный посол не делает вообще ничего. Даже добрая часть диалога с ней - бессмысленная (впрочем, безусловно милая) беседа с её сестрой. Как смешно бы это ни звучало, единственный, кто занимается чем-то полезным, это Каллен, героически подвергающийся харассменту. Факт, что за каждое лапание его задницы нам не начисляют очки расположения, я нахожу величайшим грехом среди всего выше- и нижеперечисленного.
В-третьих, происходящее в квесте ухитряется поломать лор. Всю дорогу нас стращают беспощадностью Игры, сравнимой со сражениями с демонами и Корифеем, а по итогу: вернул непонятно кому кольцо, обозвал непонятно кого придурком, потанцевал с плешивой мадам, кинул несколько монеток в фонтан, собрал стопку совершенно секретных переписок, разбросанных на самых видных местах, - и вот ты уже король бала. Списать всё на игровые условности даже рука не поднимается, ибо сто очков одобрения без малейших проблем выбиваются в первой трети квеста. Возникающие в связи с этим размышления, каким образом Орлей удерживает статус могущественнейшего государства Тедаса, делают мне больно. Его славная аристократия давно должна была пустить всё по женскому половому органу. И самоирония по данному поводу, высказанная авторами устами Жозефины по завершении квеста, излишне это подсвечивает, чем только усугубляет.
Ну и, наконец, в-четвёртых, с игроком явно забыли поделиться приличных размеров пластом информации о том, что случилось между Селиной, Гаспаром и Бриалой перед событиями игры, но при этом по какой-то странной причине диалоги построены таким образом, будто он ей располагает. Вызывает дискомфорт.
Также хочется послать лучи нелюбви и недобра дизайнерам, чьим умам принадлежала гени(т)альная идея ввести недостаточное количество статуэток галл и никоим образом не намекнуть на это игроку. Притом ещё и организовать всё таким образом, чтобы сие обстоятельство вскрывалось в распоследний момент перед чуть ли не самой важной дверью, когда нужные статуэтки с близкой к стопроцентной вероятностью уже потрачены. Брависсимо, аплодирую стоя. Пришлось перепроходить квест. С самого начала. Но ведь этого мало. За одной из закрытых с помощью статуэток дверей располагается Варрик. Нет, я понимаю, что так-то его можно и не брать с собой, но сам факт, что за возможность поговорить с собственным спутником приходится "платить", не выдерживает никакой критики и не комментируется цензурной лексикой. Про запертых вместе с Варриком дворян вообще молчу. По-хорошему, за своё освобождение они должны были дать несгораемые очки одобрения. Хотя, с другой стороны, у них там курильня - им там, бесспорно, было весело.
Есть у мисси и несомненный, абсолютный для меня плюс - впервые с 2010 года биоваровцы смогли в так называемый неоднозначный/сложный выбор. Да что там: впервые в жизни принятие игрового решения поставило меня в тупик. Ясное дело, речь о выборе правителя. Как с личностями всё кристально прозрачно: алкаш - наш кандидат. Но как с суверенами... сразу вспоминаются нетленное "Выборы, выборы, кандидаты - *лица нетрадиционной сексуальной ориентации*" и народное "Игра была равна, играли два (в нашем случае три) говна". Селина, которую не расхваливал только ленивый, но которая на деле, по увиденному в игре, без своей подружки ничего из себя не представляет и фиг удержит за собой власть. Гаспар, которого вышеупомянутая мадам обставила будучи малолеткой и который двадцать лет не мог отнять у неё престол. И Бриала, которая тупо гадкая. Блестящая иллюстрация аксиомы Эскобара, я считаю. Примирила всех троих в надежде, что они перегрызут друг друга и на сцену выйдет кто-то четвёртый. А вот если бы Гаспар был по-настоящему умным и прозорливым мужиком и сделал инквизиторше предложение...
Резюмируя вышесказанное, скажу, что квест замечательный, очень мне понравился, всем его советую. Без сарказма.