После появления информации об уходе из компании ZA/UM ключевых сотрудников, трудившихся над Disco Elysium, издание Kotaku провело небольшое расследование в попытке узнать причину разлада.
Как выяснили журналисты, даже оставшиеся в студии разработчики не были в курсе случившегося. В ряде сообщений, оставленных сооснователем компании Мартином Луигой, содержались лишь намёки, однако он так и не раскрыл сути конфликта.
Согласно информации от двух источников, анонсированная в конце 2021 года отставка идеолога и ключевого разработчика проекта Роберта Курвица сопровождалась угрозой подать на него в суд. Вместе с ним ZA/UM покинули ведущая сценаристка Хелен Хиндпере и арт-директор Александр Ростов. Луига охарактеризовал уход троицы как «недобровольный», намекая на то, что разработчики были уволены.
Кроме того, руководители компании целенаправленно скрывали отставку Курвица от прессы. По словам журналистов Kotaku, в феврале 2022 года они связывались с ZA/UM в надежде взять у Роберта интервью, но представители студии отказали им от имени разработчика, не сообщив об увольнении.
В своих сообщениях в Twitter Луига продолжил подкидывать дрова в разгорающийся скандал, намекая, что причиной ухода стала «продажность» кого-то из авторов Disco Elysium.
«Из тени появились люди с деньгами и сказали, что надо хапать, пока есть возможность, даже если на самом деле это не имеет никакого экономического смысла».
Один из комментаторов заявил, что «пиджаки убили диско» — в ответ на это Луига опубликовал фотографии исполнительных продюсеров игры Тыниса Хаавела и Каура Кендера. В прошлом Хаавел был осуждён за мошенничество с инвестициями в Эстонии, в то время как Кендер был тем человеком, который убедил Курвица написать роман «Священный и ужасный аромат», в дальнейшем вдохновивший разработчиков на создание Disco Elysium — его события разворачиваются в той же вселенной.
В интервью GamesRadar от 2020 года Курвиц утверждал, что Кендер был настоящей движущей силой команды:
«Когда Каур оказался на борту, всё пошло как по маслу, потому что у него есть эта суперспособность, которая очень важна в капиталистическом мире. Он понимает деньги».
Стоит отметить, что с уходом Курвица, Хиндпере и Ростова ZA/UM лишилась почти всей творческой команды, ответственной за успех Disco Elysium. Курвиц выступал ведущим геймдизайнером проекта и написал порядка 50% всех диалогов в игре, а Хиндпере формально занимала пост ведущего сценариста и была ответственна за внушительную часть второй половины текстов. В свою очередь Александр Ростов, будучи арт-директором Disco Elysium, создал уникальный визуальный облик RPG.
В настоящий момент ZA/UM трудится над неизвестным проектом, события которого развернутся в космическом сеттинге.